деревенька, русская деревня

Русские народные песни

Колыбельные

Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно не только для нашей культуры. Интуитивно матери всех времён и народов используют колыбельные для установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни.

Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зёрна взялась.
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку,
Детки - за молочко.

Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю его жизнь.  Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее младенца представлялось заполненным трудом в поле, в доме:

Баю, побай, колыбели не качай,
Спи-поспи, поскорей расти!
Вырастешь большой, станешь в золоте ходить...
Будешь жить-поживать, не лениться - работать:
Станешь пшеничку пахать.
На полоске пахарёк,
В тёмном лесе - лесничок,
Станешь птичку ловить
И родителей кормить.

Однако, даже тяжёлая летняя страда именуется в таких песнях весёлой; без сожаления поётся о том, что безвозвратно минуют беззаботные детские годы:

Будешь рано разбужать,
На работу посылать,
На работу на таку,
Да на весёлую страду.

Во многих колыбельных грядущие годы младенца представляются чередой жизненных удач ("Будешь в золоте ходить, злато-серебро носить"). Неужели в бедных крестьянских семьях матери на самом деле верили, что их чадо будет "парчову шубу носить"? Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя:

От всех скорбей,
От всех пакостей,
От зло-человека -
Супостата...

Сильна тревога матери и за здоровье ребёнка. Слова колыбельных во здравие, как правило, обращены к Богородице, Божьей милости, Ангелу-хранителю. Однако долгие годы на Руси сохранялась языческая вера в тёмные силы, которые мать стремилась "обмануть", упоминая мнимую близкую смерть своего ребёнка. Вот откуда такие странные слова некоторых колыбельных:

Спи, дитя моё мило...
Сегодня Ванюша помрёт,
Завтра похороним...

В колыбельных песнях целящий, здоровый сон и успокоительная дрёма часто выступают как двойники:

Сон-то говорит:
- Я найду - усыплю.
Дрёма говорит:
- Я найду - удремлю.

Иногда сон - это бесплотное могущественное существо, которое бродит по улице, дому, пока не набредёт на колыбель. Сон, дрёма желанны и для ребёнка, и для матери. Они приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот.

В старинных колыбельных песнях немало мотивов, навеянных мтстически-магическими представлениями о таинственном и опасном окружающем мире. В нём спасительными для ребёнка являются дом, материнская опека и заступничество.

Своеобразный помощник матери в её неустанных заботах - домашний кот. С образом кота связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать свои привычки ребёнку.Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в своих песнях за баюканье ребёнка сулили в награду коту и "кусок пирога", и "туесок молока", и другие подарки:

Баю-баюшки-баю,
Баю Верочку мою.
Приди котик ночевать,
Мою дочку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кувшин молока.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси!

Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям - гулям. Они прилетают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно.

Не менее часто в песнях упоминается детская колыбель - люлька. Попутно заметим, что в старину она могла быть двух видов: зыбка, полностью сделанная из дерева, и собственно люлька, представляющая собой деревянную раму со слабо натянутым на неё холстом. Люлька подвешивалась к очепу - гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку.

В заключение надо отметить, что в русском фольклоре характерным является соединение колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками. Пестушки (от слова "пестовать" - нянчить, воспитывать, носить на руках) - это короткие рифмованные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за младенцем. Например, ребёнок просыпается, его гладят, приговаривая:

Потягушеньки-нарастушеньки,
Роток - говорунюшки,
Руки - хватунюшки,
Ноги - ходунюшки.

назад



 
Яндекс цитирования